5.5.2.3.5.1.1. Алгоритм

 
Функциональный блок TYP_MOT выполнен на основе базового функционального блока MC_2E и, соответственно, наследует его функции. В таблице ниже представлен список основных функций блока.
 
Функция
Описание
Обработка концевых выключателей и формирование входа ответного сигнала (PV).
Сравнение значения входа ответного сигнала (PV) со значением управляющего выхода (MV) для проверки соответствия между работой исполнительного элемента и выходными сигналами блока управления двигателем.
Значение PV не формируется по состоянию концевиков (входы IN1, IN2), а задается оператором вручную. Реальное значение концевиков (входы IN1, IN2) отслеживается по значению параметра необработанных данных (RAW).
Имитирует внутреннюю обработку блоков управления двигателем. Не формируется значение PV (удержание предыдущего значения) и не обрабатывается вход блокировки IL. Реальное значение концевиков (входы IN1, IN2) отслеживается по значению параметра необработанных данных (RAW).
 
Обход функций в соответствии с состоянием переключателя команды байпаса.
Формирование команд управления в зависимости от значения управляющего выхода (MV).
 
Обработка тревог блока и формирование списка сработавших тревог (ALRM_R) и состояния тревог (ALRM).
Маскирование тревог, т.е. тревоги формируются, но не записываются в журнал событий.
 
Запуск двигателя может быть осуществлен оператором в ручном режиме (MAN) функционального блока (нажатием кнопки ON на лицевой панели блока) или другой логикой в автоматическом режиме работы блока. Если выход блока MV=2, то на механзим в виде импульса (с настраиваемой длительностью) будет передана реальная команда запуска двигателя. При остановке двигателя (вручную оператором с лицевой панели или другой логикой, MV=0) на механизм будет передана команда останова двигателя в виде импульса (с настраиваемой длительностью). Двигатель может быть остановлен в любой момент от местного устройства или сигналов управления оператора из HMI (если не управляется от последовательности и активна разрешающая остановка).
 
Список доступных режимов функционального блока TYP_MOT:
Нерабочий режим O/S
Отслеживание TRK
Ручной MAN
Автоматический AUT
 
Вход блокировки (TT) внутреннего функционального блока MC_2E подключается к сигналу отказа. Срабатывание блокировки переведет блок в ручной режим (MAN) и остановит двигатель. В этом случае появится индикация тревоги TRIP.
 

Работа блока в ручном режиме

 
Управление мотором в ручном режиме осуществляется оператором при условии отсутствия блокировок и наличия разрешающих сигналов пуска (вход EN_START = FALSE) и останова (вход EN_STOP = FALSE).
Переход блока в режим MAN может происходить по команде от оператора или после окончания действия внешних команд пуска/останова при отключенном удержании автоматического режима (вход HLD_AUT = FALSE), а именно, при пуске мотора от внешней команды EX_START блок перейдет в режим MAN после окончания импульсной команды пуска (значение EX_START при этом становится не важно) и при останове мотора от внешней команды EX_STOP блок перейдет в режим MAN после ее деактивации (вход EX_STOP = FALSE).
 

Работа блока в автоматическом режиме

 
Управление мотором в автоматическом режиме осуществляется от внешних команд пуска (вход EX_START) и останова (вход EX_STOP) при условии отсутствия блокировок и наличия разрешающих сигналов пуска (вход EN_START = FALSE) и останова (вход EN_STOP = FALSE).
Переход блока в режим AUT может происходить по команде от оператора, от внешних команд пуска/останова при отсутствии соответствующего запрета (вход DIS_EX_AUT = FALSE) или при отсутствии разрешающего сигнала пуска (вход EN_START = TRUE) при остановленном моторе и разрешающего сигнала останова (вход EN_STOP = TRUE) при запущенном моторе.
При этом в режиме блока MAN при наличии запрета перехода в автоматический режим от внешних команд (вход DIS_EX_AUT = TRUE) внешние команды игнорируются, а при отсутствии запрета (вход DIS_EX_AUT = FALSE) управление блоком от внешних команд осуществляется следующим образом: 
Активация функции "Внешний пуск" (вход EX_START = TRUE) переводит блок в режим AUT (если блок не был предварительно переведен оператором) и автоматически запускает мотор. Если удержание автоматического режима отключено (вход HLD_AUT = FALSE), то по окончании заданного периода времени  происходит переход в режим MAN (независимо от значения внешней команды на входе EX_START). Если удержание автоматического режима включено (вход HLD_AUT = TRUE), то по окончании заданного периода времени будет удерживаться режим AUT (независимо от значения внешней команды на входе EX_START).
Активация функции "Внешний останов" (вход EX_STOP = TRUE) переводит блок в режим AUT (если блок не был предварительно переведен оператором) и автоматически останавливает мотор. Если удержание автоматического режима отключено (вход HLD_AUT = FALSE), то блок будет автоматически переведен в режим MAN после деактивации внешней команды (вход EX_STOP = FALSE). Если удержание автоматического режима включено (вход  HLD_AUT = TRUE), то при деактивации внешней команды будет удерживаться режим AUT (не зависимо от значения внешней команды на входе EX_STOP).
 
Блок может быть настроен на работу в импульсном или потенциальном режимах. Если входному параметру TYPE_CTRL задано значение IMP, то блок работает в режиме импульсного управления. Если входному параметру TYPE_CTRL задано значение POT, то блок работает в режиме потенциального управления.
При импульсном управлении (TYPE_CTRL = IMP) команда пуска от оператора (локально или дистанционно) или от внешней логики формирует на выходе START блока импульс заданной длины. Команда останова от оператора (локально или дистанционно) или от внешней логики формирует соответствующий импульс на выходе STOP.
При потенциальном управлении (TYPE_CTRL = POT) выход блока STOP не используется. Команда пуска от оператора (локально или дистанционно) или от внешней логики формирует на выходе START значение TRUE, а команда останова – значение FALSE.
 

Управление выходом команды разрешения от оператора

 
Управление выходом ENABLE осуществляется на АРМ оператора в окне разрешения от оператора, которое вызывается при нажатии на индикатор режима управления (R/L) мнемосимвола блока. Доступность управления выходом ENABLE для типов управления "МЕСТН." и "ДИСТ." зависит от настройки конфигурационного параметра ENABLE_CONTR_TYPE (тип управления, при котором формируется выход ENABLE) типа ENUM_CONTR_TYPE, для которого возможны следующие значения:
 
  LOCAL (местный режим). Управление доступно при нахождении переключателя мотора в положении "МЕСТН.". При этом при нахождении переключателя мотора в положении "ДИСТ." выход ENABLE принудительно переводится в FALSE.
 
  REMOTE (дистанционный режим). Управление доступно при нахождении переключателя мотора в положении "ДИСТ.". При этом при нахождении переключателя мотора в положении "МЕСТН." выход ENABLE принудительно переводится в FALSE.
 
ALL (оба режима). Управление доступно в обоих режимах.
 
 

Настройка блока

 
Функциональный блок должен быть настроен на работу с сигналом блокировки входа IL типа ETS. Для этого необходимо для конфигурационного параметра типа "Control Calculation" задать прямое направление входного сигнала блокировки (INTRLK_DIR).
 
Задайте конфигурационному параметру CONFIG.CONTR_CALC.INTRLK_DIR значение DIRECT.
 

Инициализация 

 
По умолчанию блок инициализируется в режиме MAN.
 

Функция сигнализации 

 
По умолчанию для данного типового блока включена сигнализация обратного ответа (ANS+/-). Этот сигнал указывает на состояние, в котором выполняется проверка обратного ответа, а управляющее выходное значение (MV) работы двигателя и переменная процесса обратного ответа (PV) не совпадают. Сигнал об ответе формируется по истечении заданного времени (MTM, настраивается в секундах). Данный параметр  определяет время, необходимое оборудованию для достижения заданного состояния  (например, состояние "работает" после подачи команды "пуск" или "отключен" после подачи команды "останов")
 

Функциональная блок-схема

 
На рисунке ниже показана функциональная блок-схема блока TYP_MOT:
Состав элементов блока TYP_MOT:
     Блок FB_MC_2E базового типа MC_2E используется для передачи команд пуска/останова оператором и для отображения состояния двигателя.
     Блок LCS базового типа SO_1 используется для формирования команды разрешения (выход ENABLE) от оператора.
     Подпрограмма логики схемы управления используется для приема и обработки команд пуска/останова/разрешения пуска/разрешения останова от внешней логики с принудительным переводом блока в автоматический и ручной режим в зависимости от конфигурационных параметров HLD_AUT и DIS_EX_AUT, для управления блоком LCS в зависимости от конфигурационного параметра ENABLE_CONTR_TYPE, для формирования команд пуска/останова в зависимости от конфигурационного параметра TYPE_CTRL и для формирования обобщенных сигналов блокировки и неисправности двигателя.
 
В таблице ниже перечислены методы доступа к входам/выходам и адресаты соединения входов/выходов блока TYP_MOT:
 
Вход/Выход
Метод доступа
к входам/выходам
Адресат соединения
Каналы модулей
ввода/вывода ПЛК
Переменные
внешней логики
Входы/выходы функциональных блоков
RUN
Сигнал работы
Запись
x
x
FAULT
Неисправность
Запись
x
x
IL
Входной сигнал блокировки работы
Запись
x
x
REM_SW
Переключатель "МЕСТН./ДИСТ."
Запись
x
x
READY
Готовность
Запись
x
x
START
Команда пуска
Чтение
x
x
STOP
Команда останова
Чтение
x
x
ENABLE
Команда разрешения
Чтение
x
x
x: соединение разрешено
-: соединение запрещено